В Пенсионном фонде России утверждают, что индексация пенсий работающим пенсионерам может привести к негативным последствиям для экономики. Такой вывод содержится в письме первого зампреда правления ПФР Наталии Петровой в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которое оказалось в распоряжении СМИ. Среди них — сокращение уровня пенсий неработающих граждан в пользу работающих, а также дополнительные расходы из бюджета в размере полутриллиона рублей.
«В связи с проведением с 1 июня 2022 года дополнительной индексации страховых пенсий на десять процентов объем дополнительной потребности в средствах федерального бюджета на проведение индексации пенсий (с доиндексацией за прошлые периоды) работающих пенсионеров в 2022 году с учетом расходов на доставку составил бы 498,7 миллиарда рублей», — говорится в документе.
Петрова также утверждает, что возврат индексации пенсий работающим пенсионерам приведет к перераспределению ограниченных средств бюджета от неработающих граждан к работающим, но для первых пенсия является единственным источником дохода, поэтому важнее поддерживать ее на более высоком уровне.
Зампред правления ПФР напомнила, что целевое предназначение пенсий — предоставление средств к существованию тем, кто утратил трудоспособность из-за старости или инвалидности. Для работающих же пенсионеров страховая пенсия, по сути, является льготой.
«Поскольку работающие пенсионеры имеют источник дохода для покрытия этих издержек в виде зарплаты, установленные им страховая пенсия и фиксированная выплата выплачиваются без учета индексации», — пояснила она.
Напомним, что индексировать пенсии работающим пенсионерам перестали еще в 2016 году. Тогда мораторий называли временной мерой, призванной сбалансировать бюджет страны и ПФР. Однако шесть лет спустя индексацию этой категории пенсионеров так и не вернули, хотя законопроекты с такими инициативами периодически подаются в Госдуму. Против выступает финансовый блок правительства, который указывает, что это слишком большие дополнительные расходы. В прошлом году министр финансов Антон Силуанов даже заявил, что вообще «не справедливо», когда «получая и заработную плату, и пенсию, вы говорите — давайте еще и индексировать пенсию».
Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Константин Ордов пояснил «Свободной прессе», что на самом деле индексация пенсий работающим пенсионерам могла бы стать хорошей мерой поддержки реального сектора экономики, не говоря уже о социальной составляющей.
— Важно для себя раз и навсегда решить, что такое пенсия. Либо это заработанные человеком за весь свой трудовой путь деньги, которые государство в рамках своей социальной ответственности и обязанности потом выплачивает пенсионеру. Либо это некая социальная обязанность государства, связанная просто с желанием помочь людям преклонного возраста. Но тогда непонятно, почему уровень страховой пенсии привязывается к требованиям по трудовому пути.
Социальная функция подразумевает необходимость проведения индексации пенсии работающим пенсионерам. Значит, нужно искать не риски, а возможности проведения этой индексации. 500 миллиардов рублей — это уж точно не такая неподъемная сумма, потому что у нас есть Фонд национального благосостояния, который превышает 10 триллионов рублей. Для чего мы его еще накапливали, если не для того, чтобы в определенный момент пользоваться им для социальных гарантий для людей, которые не имеют других источников дохода?
И это не единственный источник средств. Например, когда нам повысили НДС, доходы бюджета в годовом выражении увеличились на 600 миллиардов рублей. Если даже не рассматривать другие варианты, индексация пенсий — это ответственность каждого гражданина. Общество может быть готово на большее налоговое давление для того, чтобы обеспечить индексацию.
Есть и другие варианты. Конечно, сейчас экономически не лучшее время, но в тяжелые времена приватизация государственной собственности тоже может помочь проиндексировать пенсии. У нас государственный сектор все последние годы разрастался и в настоящее время создает угрозу эффективности развития экономики как таковой.
Нужно понимать, что индексация пенсий — вопрос вечный, как и инфляция, которая предопределяет необходимость повышения выплат. Вопрос экономической турбулентности — вопрос временный, а вот отсутствие индексации — это фундаментальный момент, который на долгие времена может сформировать негативное отношение к органам государственной власти, недоверие к экономической политике. Поэтому особенно важно даже в тяжелые времена сохранять доверие граждан и убежденность, что особо нуждающиеся социальные группы будут поддержаны при любом развитии событий.
Мы говорим о том, что у нас в бюджетной системе в процессе оборота денег застревает чуть ли не 5−7 триллионов рублей. 500 миллиардов хоть и значительная цифра, она точно не сопоставила с социальным, политическим и экономическим эффектом, который мы ожидаем.
«СП»: — Что это за эффект?
— Индексация должна поддержать платежеспособный спрос. У нас пенсионеры традиционно потребляют как раз российские продукты не самого высокого ценового диапазона, что должно стать мерой поддержки реального сектора и импортозамещения. Раньше это срабатывало, и срабатывало очень быстро. В наше непростое экономическое время это один из аргументов в пользу того, что индексация пенсий работающим пенсионерам может рассматриваться, как антикризисная мера очень быстрого положительного воздействия на экономику.
Экономист Михаил Беляев также считает, что отказ от индексации обосновывается чисто «бухгалтерскими» моментами, и если изыскать на нее средства, что вполне возможно, это оказалось благотворное влияние на экономику в целом.
— Тема индексации пенсий работающим пенсионерам «вечно живая», так как все время против этого находятся какие-то аргументы. Но это аргументы, которые демонстрируют чисто чиновничий, бухгалтерский подход — какие ресурсы придется перераспределять, кому они достанутся. Никто не выражает точку зрения, что пенсия — это, прежде всего, социальная выплата. Никто не становится на позиции пенсионеров, которые вынуждены работать, потому что у них не такая большая пенсия и зарплата.
Есть очень малая доля людей, которые занимают высокие посты, вышли на пенсию и продолжают работать. Остальные пенсионеры заняты на низкооплачиваемых должностях, а, учитывая, что и пенсия у них низкая, не могут уйти на покой. Поэтому основной аргумент, что они и так слишком много получают, имея пенсию и зарплату, не работает. Повторю, это чисто бухгалтерский подход.
Если встать на социальную точку зрения, а на нее нужно становиться, нельзя рассматривать индексацию пенсий, только как негативное воздействие на экономику и прямой вычет из бюджета. На самом деле это увеличение потребительского спроса со стороны пенсионеров. Они не так много получают, поэтому почти все их деньги тут же уходят на рынок, повышая совокупный потребительский спрос, что, в свою очередь, дает импульс для развития экономики, малого и среднего бизнеса. Это специфика товарной номенклатуры пенсионеров, они в основном тратят деньги в эти областях.
И совсем трудно понять аргумент, что, если мы увеличим выплаты одним, придется уменьшить их другим. На то и существуют чиновники ПФР и других структур управления, чтобы подумать, откуда взять деньги. Самый простой вариант — просто их перераспределять. На самом же деле нужно подумать, как эти фонды приумножить и решить острые социальные вопросы, для этого чиновники и существуют, это их прямая обязанность.
«СП»: — Так ли сложно найти сумму в 500 миллиардов рублей?
— С одной стороны, это не так мало. С другой, у нас есть много источников — и Фонд национального благосостояния, и другие фонды. Кроме того, мерить социальные проблемы только деньгами не совсем правильно. Пенсионный фонд и бюджет — это разные вещи, но определенный перелив денег есть, и вполне можно подумать, как их наполнить. Например, посмотреть, что можно сделать с налоговой шкалой, и с нелегальной серой занятостью, в которой от налогов уходят огромные деньги. С современной цифрой экономикой, если взять за дело, решить эти вопросы можно очень просто.
Нужно просто взяться за это, нужна лишь политическая воля. А найти отрицательные аргументы чиновникам очень просто тем более, что они понимают, что возражать им никто не будет, так как ни у кого смелости не хватит.