Евросоюз превращается в санкционного наркомана

Евросоюз превращается в санкционного наркомана

Еврокомиссия взялась наскрести по сусекам 11 пакет санкций. Поскольку реальные возможности фактически исчерпаны, о чем все чаще заявляют на Западе, то новые меры будут направлены на борьбу с обходом уже действующих рестрикций.

«В 11-м пакете санкций мы сконцентрируемся, прежде всего, на борьбе против обхода ограничительных мер», — заявила на днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Когда будет введен новый пакет, она не сообщила, но отметила, что определенные меры были приняты еще в 10-ом пакете.

По информации СМИ, сейчас в Евросоюзе обсуждается введение торговых ограничений против любой страны или компании за якобы реэкспорт в Россию товаров, попадающих под западные санкции.

«Мы должны подать четкий сигнал физическим и юридическим лицам в третьих странах. Оказание материальной поддержки российским вооруженным силам и оборонно-промышленному комплексу будет иметь серьезные последствия, которые отразятся на их доступе в рынку ЕС», — говорится во внутреннем документе ЕС, который оказался в распоряжении одного из СМИ.

В первую очередь в ЕС намерены предупредить об этом по дипломатическим каналам руководство стран Центральной Азии, чьи объемы торговли с Россией за последний год выросли на 60−80%.

Лидер французской партии «Народный республиканский союз» Франсуа Асселино уже охарактеризовал происходящее как нескончаемую шутку.

«Фон дер Ляйен объявила об 11-м пакете санкций ЕС против России, чтобы бороться с обходом предыдущих санкций, которые не работают. Это нескончаемая шутка!» — написал он в одной из соцсетей.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что в ЕС нет большого желания вводить новые антироссийские санкции.

«Сегодня намного меньше желания, аппетита на очередные санкции. Думаю, имеет место усталость», — признал он.

О трудностях в принятии очередных антироссийских санкций еще в январе заявлял глава Евросовета Шарль Мишель.

«На Украине от нас ждут продолжения давления на Кремль, с новыми санкционными пакетами, даже понимая, что каждый из них сложнее предыдущего. У нас есть инструменты, но следующие шаги будут трудными», — сетовал он.

Впрочем, отказаться от своих планов Еврокомиссии будет сложно: Украина требует новые санкции и оружие, заокеанский партнер давит, инерцию остановить трудно.

Москва пока избегает крайних мер, но ничего не исключает. Как заявил директор департамента экономического сотрудничества МИД Дмитрий Биричевский, соответствующие возможности и инструменты для этого есть.

«…не хотел бы говорить о сценариях экономического, продовольственного и энергетического „апокалипсиса“, к которому может привести раскручивание санкционной спирали. Давайте будем в меру оптимистами и надеяться, что здравый смысл все же возобладает и до западных недружественных элит наконец дойдет мысль о бесперспективности и ущербности санкционного противостояния с Россией», — сказал он в интервью РИА «Новости».

Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов уверен, что санкции не работают ни вторичные, ни третичные, и не заработают.

— Никаких вариантов нет, потому что, во-первых, российская экономика слишком большая, во-вторых, слишком важная с точки зрения мирового разделения труда, исключить российскую экономику, целый ряд российских товаров невозможно. В этой связи евробюрократам надо помнить, что Россия во внешней торговле всегда имеет положительный платежный баланс — это означает, что продает значительно больше, чем покупает. Следовательно, мир, в том числе европейский, нуждается в российских продуктах, а не наоборот.

В этих условиях разрывать российскую экономику «в клочья» просто не получится. Российская экономика может быть уничтожена только самой Россией, российскими политическими деятелями, как это было в период распада Советского Союза и экономических преобразований. Если российское общество и власть понимают адекватно угрозы и реализуют экономическую политику в своих интересах, чем собственно российское общество и власть сейчас занимаются, то победить нашу экономику невозможно.

«СП»: Так чем можно объяснить эту санкционную истерику?

— Все тщетные усилия можно объяснить только иррациональными мотивами. Первый — невозможно остановиться, это как наркоман. Евросоюз, Запад сейчас как наркоман, который постоянно увеличивает дозу, пытаясь добиться своего иллюзорного счастья. Остановиться, значит, признать, что в течение года с лишним, а более широко с 2014 года, Запад занимался абсолютно бессмысленной и вредной для себя деятельностью. А это чревато потерей лица, статуса и в целом очень серьезными последствиями для всех западных элит, поэтому они будут идти дальше, придумывать новые санкции, вводить их.

Конечно, это будет работать против западного мира, потому что чем более вторичными будут эти санкции, чем больше они будут распространяться на другие страны, тем более Запада будет терять лицо в глазах своих экономических партнеров на Востоке и на Юге. И тем больше западная экономика будет страдать от этого, поскольку все больше у не западных стран будет желание дистанцироваться и не зависеть от Запада.

Как факт — интенсификация переговоров между Китаем и Саудовской Аравией, Бразилией, Россией. Москва свою очередь тоже активно сотрудничает с Саудовской Аравией. Даже член НАТО — Турция — одобряет план Китая по мирному урегулированию, то есть явно занимает подчеркнуто антизападную позицию. Вот к чему может привести такая политика — к утрате позиций западными экономиками и консолидации незападных экономик на антизападной платформе.

Немецкий политолог, д-р Грегор Шпицен считает, что санкционная война, задуманная для того, чтобы поставить экономику России на колени уже в первые месяцы после начала вооружённого конфликта, явно не была рассчитана на столь длительный период.

— По задумке Брюсселя и Вашингтона сработать должен был уже первый пакет. Ну, в крайнем случае, второй. При максимально неблагоприятном раскладе, когда уже пришлось бы поступаться собственными интересами — третий. Однако устойчивость мишустино-набиуллинской экономической конструкции уже к маю 2022 года заставила беспомощно разводить руками евроамериканских бюрократов.

«СП»: Но теперь Евросоюз, судя по всему, готов пойти на вторичные санкции. К чему это может привести? По кому больше ударит — по России, Китаю, Турции, странам Центральной Азии?

Скотт Риттер: G7 против БРИКС — гонка cтартовала- Хотя односторонние санкции, наложенные в обход официальных международных механизмов ООН сами по себе однозначно являются злоупотреблением международным правом, геополитические противники России ввиду собственной беспомощности решились обратиться к такому инструменту как вторичные санкции, создавая опасный международный прецедент злоупотребления собственным монопольным положением на мировом рынке.

Этот механизм действительно сработал несколько более эффективно, чем изначальные антироссийские рестрикции, несколько ограничив возможности реэкспорта из параллельного импорта через условно дружественные или нейтральные страны Центральной Азии, Турцию, Китай и ОАЭ. Однако следует понимать, что работать эти санкции заставили из-под палки. Турцию шантажируют предоставлением материальной помощи на восстановление страны после чудовищного землетрясения.

Центральная Азия, экономика которой во многом завязана на доллар, а деньги элиты хранятся в западных банках — просто боится идти против все еще первой экономики мира даже ценой того, что миллионы соотечественников в России после блокировок карт МИР теперь не могут отправлять деньги домой, поддерживая национальные экономики.

Но Восток — дело тонкое, и в целом все официальные запреты на экономические отношения с Россией как в Турции, так и в условном Узбекистане при большом желании обходятся достаточно просто. Тем более, когда лидеры этих стран с налитыми кровью от ярости глазами глядят на то, как ЕС и США сами лицемерно принимают поправки, нивелирующие собственные санкционные ограничения.

«Покупать российскую нефть нельзя, но если она в процессе смешивается с казахстанской нефтью — уже можно».

«СП»: Так будут ли работать вторичные санкции?

— Боюсь, с подобным подходом каждая новая санкционная мера будет работать от силы пару недель. Ровно столько потребуется специалистам по мировой экономике в Москве и заинтересованных в бизнесе с Россией столицах на то, чтобы разработать механизм обхода незаконных и двуличных рестрикций.

Источник

Оставить комментарий