Россия увела западные танкеры в свой «теневой» флот

Россия увела западные танкеры в свой «теневой» флот

У российской нефти по-прежнему появляются новые покупатели по всему миру, несмотря на санкции Запада, так как перевозить российское сырье помогает «тайный флот», пишет американский канал CNN. Авторы утверждают, что даже те, кто целыми днями отслеживает перемещение российской нефти, не могут точно определить, кто и как ее перевозит.

По данным канала, флот «таинственных танкеров», готовых помогать переправлять российскую нефть, стабильно растет — ежемесячно его пополняют от 25 до 35 судов. К началу марта эксперты насчитали примерно 600 таких судов, а это примерно 10% от всех крупных танкеров в мире.

Для сравнения, в январе их было всего немногим более 300. Причем кто владеет и управляет ими до сих пор неизвестно, хотя какие-то схемы можно проследить. CNN утверждает, что в некоторых случаях замешаны подставные компании в Дубае или Гонконге, в других — новые малоизвестные игроки. Какие-то танкеры были приобретены в Европе, а еще часть — это и вовсе старые судна, которые могли бы оказаться на свалке.

«Есть флот, который не ведет никакого бизнеса с Россией, а есть флот, который занимается почти исключительно российским бизнесом», — утверждает Ричард Мэтьюз, глава исследовательского отдела EA Gibson, а старший аналитик компании Kpler Мэтью Райт уточняет, что суда делятся на «серые» и «темные» корабли. «Серые» были проданы европейскими владельцами фирмам на Ближнем Востоке и в Азии уже после начала российской операции на Украине, а «темные» принадлежат иранским и венесуэльским компаниями.

По словам Райта, в большинстве случаев «темные» суда отключают систему автоматической идентификации, которая позволяет определить суда, их габариты и маршрут, поэтому отследить их практически невозможно.

CNN пишет, что роль «серого» флота сильно возросла после того, как Россия переориентировала поставки на Китай и Индию. При этом, судя по всему, из-за развития «теневого флота» дисконты на российскую нефть начали понемногу снижаться. Так, агентство Reuters сообщало, что цена российской экспортной нефти Urals с поставками из портов Балтийского моря в начале марта выросла до 55 долларов за баррель. Ранее же утверждалось, что цены опускались и ниже 38 долларов.

Эксперт по энергетике Алексей Анпилогов пояснил «Свободной прессе», что «теневой» флот, несмотря на подачу CNN, вовсе не означает, что эти суда находятся вне международного правового поля и осуществляют какие-то контрабандные пиратские перевозки.

— Это просто суда, которые выведены из-под контроля различных международных организациях и получили регистрацию в других государствах. Государства флагов этих танкеров, в большинстве случаев, это страны, дружественные РФ, а также сама Россия. Их судовые документы — это регистры, неподконтрольные западным странам.

Еще один важный момент в том, что эти танкеры не используют систему так называемого страхования P&I (Protection and Indemnity). Это разветвленная система взаимного страхования, которая берет начало еще со страховых клубов викторианской Англии. Расчет американцев был на то, чтобы ограничить Россию в стоимости транспортировки нефти под угрозой судовладельцев от системы клубов P&I, которая контролируется в основном Британией и другими странами Запада. Их планировали использовать, как рычаг давления на судовладельцев.

Но теперь, в случае с «теневым» флотом, оказалось, что таких рычагов у Запада нет. Его суда находятся под «неудобными», неподконтрольными Западу флагами вроде Либерии. Регистры также принадлежат другим странам и организациям. А теперь оказалось, что Турция для прохода через проливы свободно принимает российскую, индийскую, китайскую и даже собственную турецкую страховку.

Получилось, что западные страны попыткой выкинуть Россию с глобального нефтяного рынка сделали подножку собственным страховым компаниям, которые в перспективе могут потерять до 20% мирового танкерного флота. Россия просто взяла и увела почти пятую часть всех судов.

«СП»: — Почему так произошло?

— Потому что Россия предлагает практически постоянную загрузку этого флота нефтью. Объемы, которые РФ вынуждена транспортировать, кратно выросли. Причем это не объем физической нефти, а тоннокилометры, о которых всегда говорили в СССР. Нужно понимать, что для перевозки из порта Усть-Луга в Роттердам танкеру нужно 5−7 суток. Для перевозки из порта Новороссийск через Суэцкий канал в сторону Индии — уже порядка 20 дней, до Китая — месяц. Те же самые объемы нефти кратно увеличили загрузку танкеров за счет того, что выросло транспортное плечо.

Россия создала напряжение на танкерном рынке. Но поскольку остальные страны не готовы к таким длительным контрактам для танкеров, вплоть до нескольких лет, Россия, как корова языком, слизла всех независимых перевозчиков. У многих танкеры были выкуплены, некоторые работают по системе бербоут-чартеров, когда предоставляется судно без команды, ее нанимает сам заказчик.

«СП»: — Может ли Запад этому противодействовать?

— Конечно, они будут пытаться это делать, например, арестовывать эти танкеры через небольшие третьи страны, искать неувязки в документах. Они будут науськивать эти страны «мелко гадить» России. Думаю, напрямую США на акты пиратства не пойдет и не будет задерживать эти танкеры, досматривать и пытаться выяснить, чья там нефть. Это все-таки не перевозки вооружений или других запрещенных товаров. Нефть есть нефть, это законный, рыночный, разрешенный к перевозке товар.

Будет продолжаться сложная международная игра, в которой США будут использовать своих сателлитов и союзников, чтобы оказать негативное влияние на Россию и «теневой» флот. Но его работа будет продолжаться. Россия будет выполнять свои задачи, мягко говоря, игнорируя все эти требования о потолке цен на нефть и нефтепродукты. При перевозке своими собственными танкерами, со своей собственной страховкой, под собственным или дружественным флагом никакой зависимости от Запада нет.

Аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский отмечает, что санкции Запада позволили игрокам на рынке получать огромную дополнительную прибыль, и никакие политические соображения не заставят компании от нее отказаться.

— Мы не знаем официально, какое количество танкеров и из каких стран задействованы в работе «теневого» флота. Но можно с уверенностью сказать, что если вы создаете возможность заработать 15−20% прибыли просто на перегрузке нефти с танкера на танкер, то все компании, которые занимаются перевозкой нефти в мире, какую-то часть своего флота выделят под эти операции.

Фактически, нынешний дисконт нефти Urals к сорту Brent, составляющий 15−20%, — это прибыль, которую может заработать любая компания. Причем не только на прямых поставках, но и на «отмывании» нефти. Ее нужно купить, смешать с другой нефтью и привезти в порт, где она уже перестанет считаться российской. Или же ее можно без таких операций просто доставить в порт покупателя, которому на санкции плевать и который и так ее купит.

Сегодня этим в мире занимается огромное количество компаний, начиная от Ирана и Венесуэлы, которым мы в свое время тоже помогали помогать продавать нефть, до европейских компаний. Очень многие перевозчики из ЕС просто сменили вывеску. Какая-нибудь греческая компания перерегистрировалась в Дубае, повесила на танкер флаг Либерии, и пожалуйста. Вот вам уже перевозчик, который никем не контролируется.

Трудно сказать, какие объемы перевозит «теневой» флот, но, судя по всему, что загрузка российских портов вообще не снизилась, все то, что перевозилось раньше, перевозится и сейчас.

«СП»: — Приведет ли это к снижению дисконтов на российскую нефть?

— Уже привело. Данные Argus по ценам уже не релевантны. Более того, наш Минфин также приводит не совсем объективную статистику. Ведомство считает, что средняя цена нефти Urals в последнее время — в районе 50 долларов за баррель. Но есть сведения, что на самом деле она продается уже в районе 70 долларов. При том, что Brent стоит немногим выше 80 долларов. Это связано именно с тем, что выстроились новые логистические цепочки, которые позволяют обходить ограничения.

«СП»: — Может ли Запад помешать работе такого флота?

— Я не думаю, что кто-то очень рьяно будет это делать. Просто потому, что никто не хочет остаться без топлива. Если очень сильно захотеть, можно попытаться что-то сделать. Но масштабы настолько велики, что сделать это крайне сложно. А если учесть, что платежи, скорее всего, проводятся не через доллары, а идут через арабов и китайцев, не думаю, что Запад вообще как-то сможет этому помешать.

Источник

Оставить комментарий