На автозаводе в Тольятти запустили серийное производство Lada Vesta нового поколения
АвтоВАЗ возобновил производство своей самой популярной модели Lada Vesta нового поколения, перенеся его из Ижевска в Тольятти. Весной прошлого года выпуск Vesta был приостановлен из-за нехватки комплектующих
На заводе АвтоВАЗа в Тольятти в пятницу, 3 марта, запущено производство автомобилей Lada Vesta нового поколения, передает корреспондент РБК. С 2015 года компания производила эту модель на площадке в Ижевске. В 2021 года Lada Vesta стала самой популярной моделью в России: ее продажи выросли на 6%, до 113,7 тыс. автомобилей (доля на рынке — 6,8%). Но весной прошлого года производство приостановили из-за нехватки импортных автокомпонентов.
Lada Vesta нового поколения — это «высоколокализованный автомобиль» (около 85%, у модели первого поколения было 60–65%), подчеркивает пресс-служба АвтоВАЗа. Его двигатель, коробка передач, кузов, детали шасси, кресла и другие элементы интерьера производятся в России. «Суммарно автомобиль локализован на рекордные более 4500 баллов (по постановлению правительства № 719), что далеко опережает подавляющее большинство новых легковых автомобилей, сборка которых была организована в России в последний год», — указывают там. Суммарно более 200 деталей и узлов теперь производятся в России, поставки также осуществляют новые партнеры из дружественных стран.
Автомобиль будет выпускаться в кузовах седан, универсал и SW Cross. Модернизированная Lada Vesta получила светодиодную оптику, 17-дюймовые колесные диски, обогрев ветрового стекла, зеркал и передних сидений, кондиционер, парктроник и мультимедийную систему с семидюймовым сенсорным экраном.
В феврале 2022 года, за два дня до начала военной операции на Украине, ижевский завод приступил к серийному производству Lada Vesta нового поколения с индексом NG (New Generation), который получил обновленный вид с измененным дизайном радиаторной решетки, бамперов, а также полностью диодную оптику. Кроме того, Lada Vesta NG стала предлагаться с новым оборудованием. К примеру, в старшей версии можно было получить медиасистему с вертикально ориентированным дисплеем, а также цифровую приборную панель. При этом машина сохранила прежний кузов с точно такой же силовой структурой, что и прежняя Lada Vesta.
В апреле 2022 года выпуск Lada Vesta в Ижевске остановили из-за нехватки комплектующих, а сотрудников ижевского завода отправили в простой. Через месяц после этого французская Renault продала 67,69% АвтоВАЗа ФГУП «НАМИ» (структура Минпромторга) за символический 1 руб. А летом совет директоров АвтоВАЗа, который возглавил вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров, утвердил решение по переносу производства этих автомобилей на основную площадку в Тольятти. Официальная причина — желание «значительно» увеличить объемы производства: производительность линии B0 в Тольятти — до 60 автомобилей в час, «Лада Ижевск» — 32 автомобиля в час.
Насколько флагманская модель увеличит продажи АвтоВАЗа
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов говорил, что, исходя из задач, поставленных новыми акционерами компании, и прогноза развития российского авторынка в 2023 году, мощностей завода в Ижевске будет недостаточно для удовлетворения спроса. Перенос в Тольятти даст возможность обеспечить выпуск на оптимизированных мощностях компании до 500 тыс. автомобилей в год в зависимости от спроса на российском авторынке.
В декабре совет директоров компании утвердил план по производству 401,6 тыс. автомобилей в этом году (продажи АвтоВАЗа по итогам 2022 года упали на 46%, до 189 тыс. машин). 3 марта Мантуров, приехавший на церемонию запуска производства в Тольятти, подтвердил этот план — около 400 тыс. автомобилей до конца года. Соколов добавил, что с октября-ноября 2022 года компания «уверенно» занимает более 40% российского авторынка и надеется удерживать эту планку и в дальнейшем.
С точки зрения потенциального спроса, план выглядит реалистичным, но все будет зависеть от способности АвтоВАЗа произвести эти объемы, в том числе обеспечить поставки комплектующих в необходимом количестве, отмечает независимый эксперт по автопрому Владимир Беспалов. Перенос выпуска Lada Vesta в Тольятти оправдан, поскольку в условиях сильного снижения объемов производства имеет смысл оптимизировать издержки, сосредоточив все в одном месте, замечает он.
Что будет на заводе в Ижевске
В Ижевске будет организован выпуск нового автомобиля — электрической версии Lada e-Largus, а также продолжится развитие производства комплектующих для Lada Vesta (штамповочное производство, производство пластика и др.), сохранятся сервисные и обеспечивающие функции.
«Делаем все возможное, чтобы в конце 2023 года выпустить первую опытную партию e-Largus. В серию мы запустим в начале 2024 года и, опять же, будем ориентироваться на спрос, потому что сегодня электромобили стоят дорого в силу их компонентной базы, в первую очередь батарей», — заявил 3 марта глава АвтоВАЗа Максим Соколов. «Столько, сколько будет востребовано рынком [сделаем]: 10 тыс. — значит 10 тыс., это не проблема на мощностях ижевского завода, где производилось более 120 тыс. автомобилей в год. Надо будет больше, произведем больше», — добавил он. По его словам, уровень локализации этого автомобиля будет более 50%. «Сегодня ни один из других [электрических] автомобилей, выпускаемых на тех заводах, совладельцы которых покинули нашу страну, даже близко не подходят к этой планке», — утверждает он.
До конца 2023 года компания может выпустить около 100 тыс. автомобилей Vesta, отметил глава АвтоВАЗа. При этом планируется выпустить около 140 тыс. автомобилей Lada Granta, которая в по итогам прошлого года снова стала самой популярной моделью в России, рассказал РБК источник в компании.
В 2022 году было продано 95,9 тыс. Lada Granta, 29,2 тыс. Lada Vesta, 20,7 тыс. Niva Travel, 18 тыс. Niva Legend, 17,7 тыс. Largus и 5,3 тыс. XRAY, а также 1,75 тыс. полурамных коммерческих автомобилей на базе Granta и Niva.
Что будет влиять на цену Vesta
Перенос производства Lada Vesta обойдется АвтоВАЗу в 1 млрд руб., говорил глава компании. Планируется, что проект по выпуску Vesta в Тольятти станет рентабельным в конце 2023 года. 3 марта он заявил, что Vesta в мае вновь появится в салонах 300 дилеров компании после накопления необходимого запаса готовых автомобилей. Цены и детальные комплектации будут объявлены позже.
Соколов сказал, что основные факторы, которые будут влиять на цену Vesta, — курс валюты и инвестиции в локализацию. «К сожалению, за последние два месяца курс вырос более чем на четверть — есть пакет импортных деталей, причем этот пакет имеет существенный вес в себестоимости автомобиля, а значит и в его цене. Поэтому цена будет зависеть от курса, макроэкономических факторов, цена будет зависеть от себестоимости, потому что локализация, как мы понимаем, все-таки тоже требует инвестиций, эти инвестиции должны окупаться, на них необходимо брать кредиты», — пояснил он.
Топ-менеджер признал, что локализованные компоненты стоят дороже, чем их импортные аналоги: «Но именно этот путь обеспечивает достижение технологического суверенитета, поэтому мы уверенно им идем».
Источник: www.rbc.ru