Авиакомпания «Победа» получила рекордную прибыль с момента основания
Единственный российский лоукостер «Победа» закончил прошлый год с максимальной чистой прибылью за свою историю — 15 млрд руб. Эксперты напоминают о господдержке на фоне санкций и ограничений международных перевозок
Третья авиакомпания России по количеству перевезенных пассажиров, лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»), в 2022 году увеличила чистую прибыль в 3,45 раза, до 15,02 млрд руб. Выручка компании снизилась на 13%, до 59 млрд руб. Это следует из опубликованной отчетности по РСБУ, которую 30 января подписал гендиректор перевозчика Дмитрий Тыщук.
Такой уровень чистой прибыли, ставшей максимальной за всю историю «Победы» (первый рейс выполнен 1 декабря 2014 года), свидетельствует, что компания «сумела адаптироваться в новых геополитических реалиях», говорится в отчетности. Основные производственные процессы в условиях санкционного давления перестроены, что позволяет сделать выводы о стабильном финансовом положении и отсутствии существенной неопределенности в бизнесе авиакомпании, указано в документе.
С какими проблемами столкнулась «Победа»
В 2022 году пассажиропоток «Победы» сократился на 19%, до 11,69 млн человек. Снижение оказалось больше, чем у «Аэрофлота» (-4%), S7 Airlines (-10%), «Уральских авиалиний» (-8%) и компании «Россия» (также входит в группу «Аэрофлот» (-15%).
Еще в январе—феврале прошлого года «Победа» перевезла на 31% больше пассажиров, чем за аналогичный период 2021 года, — 3,9 млн человек. Но начало специальной военной операции России на Украине и изменившаяся из-за нее геополитическая обстановка оказали серьезное влияние на авиаотрасль в целом и на «Победу» в частности, сказано в ее отчете. Евросоюз принял санкции, которые призваны лишить российские авиакомпании возможности эксплуатировать импортные самолеты. У лоукостера были заблокированы за границей три Boeing 737-800, которые затем изъяла лизинговая компания. В результате флот компании сократился с 44 до 41 машины.
Менеджмент «Победы» выделяет еще три ключевых фактора, оказавших влияние на работу компании.
На таком фоне из «Победы» еще в начале марта ушли гендиректор Андрей Калмыков, возглавлявший компанию с момента основания, и летный директор Андрей Тарасов. «Я остаюсь в России и займусь развитием других проектов, где в текущих условиях смогу принести больше пользы», — написал Калмыков (летом он возглавил сеть «Перекресток») в обращении к коллективу. «Мы с вами проснулись в новом мире, по правилам которого я не смогу работать так, как считаю правильным и нужным», — объяснил Тарасов. После них в отставку ушел и глава группы «Аэрофлот» Михаил Полубояринов, попавший под персональные санкции Евросоюза. Глава Минтранса Виталий Савельев так объяснял отставки Полубояринова и Калмыкова: «Вы знаете, так бывает, что люди не могут в стрессовых условиях работать. Есть условия мирного времени, а стрессовые условия требуют принятия решений очень быстрых».
Теперь крупнейшую российскую авиагруппу возглавляет Сергей Александровский (ранее был гендиректором «России»), а «Победу» — Дмитрий Тыщук (работал первым заместителем гендиректора дальневосточной авиакомпании «Аврора»).
Что помогло росту прибыли компании
Эксперты, опрошенные РБК, объясняют рекордную прибыль «Победы» в первую очередь беспрецедентными мерами господдержки российской авиаотрасли, которая в прошлом году достигла 174 млрд руб.
Чистая прибыль «Победы» выросла более чем в три раза при сокращении выручки, в основном за счет государственных субсидий на 15 млрд руб., возмещения средств на авиакеросин в размере 9 млрд руб. и доходов от списания обязательств по аренде трех Boeing 737-800, которые были изъяты лизингодателем, на 14 млрд руб., перечисляет директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков.
Основные финансовые показатели лоукостера ухудшились — выручка упала на 13%, а себестоимость продаж выросла на 9% (до 66,2 млрд руб.), но господдержка исправила ситуацию, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Плюс со второго квартала 2022 года укрепился курс рубля, поэтому расходы авиакомпаний на лизинг сократились, а некоторые и вовсе перестали за него платить, зачитывая в качестве текущих платежей ранее внесенные депозиты. Теперь оплата лизинга осуществляется в рублях по выгодному курсу, указывает эксперт.
«Победа» могла увеличить доходные ставки (поднять тарифы) на оставшихся ключевых международных маршрутах, прежде всего в узловые аэропорты, например Стамбул, считает независимый эксперт Григорий Померанцев. «Дефицит провозных емкостей ввиду сокращения большого количества прямых рейсов способствовал повышению тарифов и, соответственно, прибыльности на оставшихся международных рейсах», — поясняет он.
2023 год едва ли может быть столь же прибыльным для «Победы» — расходы точно не сократятся, а господдержка станет менее масштабной, предупреждает Пантелеев. Но у компании есть большой запас прочности, считает он. При негативном сценарии развития рынка или его стагнации лоукостеры, как правило, оказываются в более выигрышном положении за счет сравнительно низкой расходной базы и более гибкой тарифной политики, уточняет Померанцев.
Государство и дальше будет поддерживать низкобюджетные перевозки, заявил 9 февраля на встрече с представителями авиаотрасли президент Владимир Путин. «У нас ведь, так скажем, покупательная способность граждан не позволяет всем летать в бизнес-классе и первом классе, поэтому объем перевозок, конечно, зависит от цены билета», — сказал он. По его словам, прибыль «Победы» «в непростом для отрасли году» — это самое лучшее свидетельство того, что такой вид услуги востребован, должен быть поддержан и будет поддерживаться, без всяких сомнений. «Эффективно же работает — что же не поддерживать? Конечно, надо поддержать. Так и будем делать», — пообещал президент.
В 2023 году «Победа» не планирует снижать объем перевозок, указано в отчетности. Руководство «Победы» рассчитывает, что лоукостер сохранит способность продолжать непрерывную деятельность в обозримом будущем, поскольку ее значительная часть ориентирована на внутренний рынок. Для минимизации отрицательного влияния санкций на финансовые показатели менеджмент принимает меры, включая оптимизацию маршрутной сети и повышение налета в пиковые месяцы перевозок, говорится в документе.
«Победа», хотя уже является ценовым лидером, дополнительно снижала тарифы и увеличивала объем продажи промобилетов, то есть еще снижала цены, утверждает в комментарии для РБК представитель лоукостера. Из-за этого она получала выручку от основного вида деятельности ниже, но доходы от прочих операций «дали такой хороший результат», заключил он.
Источник: www.rbc.ru